Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 24" г. Снежинск Челябинская область

СОЛНЫШКО

019Похвала является одним из способ выражения родительской любви и принятия. Ребёнок видит, что его ценят и уважают, и это придаёт ему уверенность, повышает самооценку.

Ребёнок не рождается с каким-либо отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания. Сильнее всего на самооценку влияют родители, причём начинается всё ещё в самом раннем детстве.

Дети с высокой самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребёнка к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдению норм поведения.

Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением и в результате дети чувствуют себя не защищёнными, неуверенными, одинокими.

Дети с завышенной самооценкой чаще всего воспитываются в семьях, где ребёнок является центром жизни, где его достоинство и недостатки оцениваются одинаково положительно, где ребёнка уверяют в исключительности.

Поощрение особо важно для детей с заниженной самооценкой. Поощрение, одобрение наравне с пониманием, терпением, соблюдением такта помогают ребёнку с заниженной самооценкой раскрыться, поверить в себя, поднять свой уровень самооценки.

Общественное признание уже в младшем возрасте очень важно «Доброе слово и кошке приятно». Стоит добавить: особенно если это происходит в присутствии других детей. Дети стараются брать пример с того, кого похвалили. Но только в том случае, если в этот самый момент их не сравнили с поощряемым ребёнком, причём сравнение было не в их пользу.

Не бояться говорить детям «спасибо»!

Каждый положительный поступок ребёнка должен быть замечен, так как любая форма поощрения вызывает у него сильные и устойчивые положительные эмоции. Без поощрения нормальное формирование личности невозможно.

Что же должны делать родители, чтобы у детей было правильное представление о себе? Низкая самооценка не даёт способностям ребёнка полностью раскрыться. Но и слишком высокое мнение о себе опасно: ребёнок будет приписывать себе несуществующие способности, рисовать нереальные перспективы, а потом страдать, когда жизнь поставит всё на свои места. Так какая самооценка лучше всего? Чуть-чуть завышенная, но лишь чуть-чуть.

Как вести себя родителям, чтобы воспитать правильную самооценку?
Во-первых, не возлагать на ребёнка каких-либо особых надежд, которые впоследствии приведут к разочарованию. Часто родители придумывают, каким должен быть ребёнок в идеале, а он оказывается совсем не таким, и они критикуют его с утра до вечера. Но ведь у него наверняка есть достоинства, которые родители не включили в свои планы. Задача родителей – эти достоинства заметить!
Во-вторых, похвала и критика должны иметь соотношение примерно три к одному. Например, если ребёнок показывает рисунок, надо прокомментировать его приблизительно так: «Дерево хорошее, дом прекрасный, облака сказочно красивые, а вот тени нарисованы неверно». Тогда ребёнок прислушается к критике. Если критика будет превышать похвалу, ребёнок начнёт избегать общения с родителями. Критикуя, нельзя допускать обобщений: «трус», «бестолковый» и т.д.

Требования к поощрениям
Поощрение должно быть справедливым. Поощрять следует не только за совокупность достижений, но и за отдельные реальные успехи. Необходимо учитывать возрастные особенности детей: дошкольники – подражатели, у них малый социальный опыт, поэтому они больше нуждаются в одобрении своих поступков. Необходимо так же учитывать индивидуальные особенности детей (например, робкого ребёнка нужно поощрять чаще, это поможет ему преодолеть робость). Не злоупотреблять и не захваливать. Это приводит к развитию чувства непогрешимости, развивает самодовольство, самоуверенность. Не следует забывать о тех, кто в коллективе не поощряется или поощряется редко. Если ребёнок долго занимает позицию среднего, которого не хвалят, не бранят и не замечают, это вызывает серьезные осложнения в формировании его личности и желание привлечь к себе внимание любым способом. Поощрение должно происходить в присутствии других детей, это поднимет ребёнка в глазах окружающих.

За что не следует хвалить:
• за то, что получено от природы;
• из жалости (дети это чувствуют);
• второй раз за одно и тоже достижение;
• за то, что достигнуто не своим трудом;
• из желания нравиться.

Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании ребёнком радости, счастья, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой, товарищами.
Известно, что дети по-разному развиваются эмоционально. У некоторых, например, складывается заниженная самооценка, у других вполне адекватная. Некоторые не уверены в себе, другие всегда чувствуют себя в безопасности. Некоторые с детства ощущают, что их любят и ценят, другие растут не любимыми, нежеланными, недооценёнными.


Дети часто не разбираются в своих потребностях и чувствах, и всё-таки у каждого из них свой язык любви. Чтобы воспитать ребёнка правильно, родители должны знать его родной язык. А когда ребёнок слишком мал и Вы не можете определить его язык, говорите на всех пяти.

1. Слова поощрения.
Мы редко хвалим детей, мы замечаем только их ошибки. Результаты этого печальны. Попробуйте хвалить ребёнка хотя бы два раза в день.
2. Время.
Вам нужно проникнуть в мир вашего ребёнка. Пусть его интересы станут вашими. Не жалейте на это времени. Будьте внимательны к нему. Если у вас не один ребёнок, постарайтесь найти время для каждого, хотя бы несколько минут в день. Помните: это главное.
3.Подарки.
Не увлекайтесь ими. Иначе они теряют всякий смысл, а у ребёнка формируется ложная система ценностей. Но если вы тщательно выбираете и дарите их со словами «Я люблю тебя, и приготовил для тебя кое-что», вы удовлетворяете потребность в любви, когда дарите подарок.
4. Помощь.
Мы постоянно помогаем своим детям, но в следующий раз, когда вы сделаете для ребёнка что-нибудь особенно важное, скажите, что Вы делаете это, потому что любите его. Что особенно важно для вашего ребёнка? Может Вам не хватает знаний, чтобы помочь ему? Если это родной язык для вашего ребёнка, у вас обязательно получится.
5. Прикосновения.
Любому ребёнку необходима ласка. Но важно найти к нему индивидуальный подход. Учитывайте возраст, темперамент, язык любви и т.д. Дети взрослеют, но Вы по-прежнему должны оставаться нежными и поддерживать их.

Педагог – психолог Кочутина Л.И.

Яндекс.Метрика

1 2 3 4 5 6 7 8 9