Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 24" г. Снежинск Челябинская область

СОЛНЫШКО

055Обучение чтению – это нелегкий процесс, который требует много сил и времени родителей, а также проявления терпения и понимания по отношению к своему ребенку. 

Зачем учить дошкольника читать?

  1. Научившись читать до школы, ребёнок быстрее развивается.
  2. Грамотный ребёнок, поступив в школу, получает преимущества перед сверстниками, не умеющими читать, легче и лучше учиться.
  3. Чтение – прекрасное занятие, отвлекающее ребёнка от шалостей и скуки.

Успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточнойсформированностиследующих функций:

а) звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребёнку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребёнка);
б) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае ребёнок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух; анализа речевого потока (умение делить слова на слоги и звуки);
в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);
г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы);
д) интеллектуальной (у ребёнка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребёнка конкретные зрительные образы и ассоциации, а навык чтения приобретёт механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного).

Чтение взрослого человека – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов.

I этап. Учим и запоминаем буквы.

Прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их «в уме» («М» и «А», получится «МА»)
Буква будет правильно и успешно усвоена при следующих условиях:
а) когда ребенок умеет четко дифференцировать звуки речи, т. е. когда у него есть четкий образ звука, не смешиваемый с другим ни артикуляторно, ни акустически;
б) когда у ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме.

Используйте разнообразный материал для запоминания ребёнком букв:

  • вывешивание крупных изображений букв с рисунками предметов, названия которых начинаются с неё.
  • нахождение буквы на вывесках магазинов;
  • чтение и рассматривание Азбуки в картинках;
  • изготовление буквы из теста, пластилина, мокрого песка, выкладывание букв из спичек, счётных палочек, макарон и т.п., вырезание из бумаги;
  • нахождение буквы в небольшом по объёму тексте;
  • нахождение и называние букв на ощупь («Чудесный мешочек»Для игры можно использовать буквы, сделанные из любого материала (пластмассовые, деревянные);
  • называние букв, написанных разным шрифтом, цветом, размером; наложенные изображения букв;
  • можно использовать приём «Дермолексия» (взрослый на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами, причём рисовать нужно на «ведущей» руке, для стимуляции ведущего полушария).

II этап. Чтение слогов разной степени трудности.

  • Сначала осваиваются слоги вида гласная + согласная.
  • Затем берутся сочетаниясогласная + гласная.

При затруднении слияния звуков использовать способ прочтения по подражанию.
Для усвоения смысла читаемых слов необходимы тренировочные упражнения:

чтение слогов, расположенных по дугам: медленно – «поднимаясь на горку», быстро - «спускаясь с горы»;
чтение слоговых таблиц (отработка техники чтения, подвижности артикуляционного аппарата);
настольно-печатные игры;
«Марсианские стихотворения» - оригинальные упражнения, которые избавят детей от многих трудностей, т.к. их внимание будет сосредоточено лишь на технической стороне процесса. Нельзя требовать от детей заучивания их наизусть!

Например,
Тар быр рока,
Мур тур дока,
Бары сыры нода,
Надымыры бода.

  • Чтение слогов, напечатанных стилизованными буквами.

III этап. Читаем и понимаем смысл прочитанного.

Помните! Переходить к чтению слов нужно тогда, когда ребёнок называет слог сразу, а не по буквам.
Обучение чтению слов, разных по звуковому составу.

  • Работа со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец.
  • Чтение подписей к предметным картинкам.
  • Составление слов из букв и слогов.
  • Настольно-печатные игры.
  • Решение буквенных примеров.


 056- ча + ф =шкаф


Выделение слов из цепочки и запись их печатными буквами.
дровафлифторфиникефирма

IV этап. Обучение чтению предложений и текста.

На этом этапе обучения чтению Вы можете столкнуться со следующими трудностями:

  • ребёнок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла вследствие затруднения восприятия какого-либо слова;
  • чтение по догадке: ребёнок, стараясь понять написанное, ухватывается за первую возникшую ассоциацию читаемого с каким-либо знакомым словом или стремится упростить трудное по произношению или непонятное слово;
  • замены, пропуски или добавление букв в словах (дети неточно схватывают графический образ слова).

При возникновении таких трудностей, следует вернуться ко II-III этапу и продолжить выполнение тренировочных упражнений.

Правила обучения чтению.
1. Стремиться к тому, чтобы ребёнок читал слоги сразу, а не по буквам.
2. Когда темп прочтения слова становится близок к темпу его произнесения в обычной речи, следует начинать работать над усвоением смысла прочитанного.
3. На первом этапе обучения чтению следует применять орфографическое проговаривание (читать слова так, как они пишутся).
4. Продолжительность занятий не должна превышать 10-20 минут.
5. Старайтесь чаще поощрять малыша.

Эффективность овладения навыком чтения зависит от степени освоения детьми каждого из этапов в его формировании.

Желаю успеха!

Яндекс.Метрика

1 2 3 4 5 6 7 8 9